Как изменились
условия пребывания для мигрантов в России
В последнее время в России внесли ряд изменений в
миграционное законодательство. Каждое из них проверяет Департамент трудовой
миграции и социальной защиты ЕЭК. Задача — понять, не противоречат ли новые
нормы основным свободам, прописанным в договоре о ЕАЭС.
Что нужно знать о миграционном законодательстве в России трудящимся из
Кыргызстана? С какими проблемами они сталкиваются чаще всего и как ведется
работа по их устранению? Эти вопросы в эфире радио Sputnik
Кыргызстан мы обсудили с главой Департамента трудовой миграции и социальной
защиты ЕЭК Алтынай Омурбековой.
- Какие тенденции в области миграции в
Евразийском экономическом союзе фиксируются в последнее время?
- Начиная с 2016 года наблюдается стабильный рост мобильности трудящихся
ЕАЭС, он прерывался только на время пандемии. Рынок России остается
привлекательным для большинства уезжающих на заработки. Причем большая их часть
находит себя в Центральном федеральном округе: в Москве и Московской области, в
тех отраслях, которые подверглись наименьшим изменениям за прошлый год.
При этом нужно отметить, что увеличение числа граждан ЕАЭС на рынке труда
наблюдалось в прошлом году и в Армении, и в Казахстане. В Армении, к примеру,
количество трудящихся увеличилось на 227 процентов, в Казахстане — более чем на
70.
Наиболее активно правом свободного передвижения по территории ЕАЭС
пользуются граждане Кыргызстана — 56 процентов от общего количества трудящихся.
Кстати, в прошлом году этим правом также активно стали пользоваться и россияне.
- В последнее время часто говорят, что кыргызстанцы все более востребованы на высокооплачиваемых
специальностях. По вашей информации, так ли это на самом деле?
- Кыргызстанцы задействованы в основном в таких
секторах, как строительство, торговля и сфера услуг, заработные платы в них
достаточно высоки. Кроме того, граждане КР преимущественно работают в крупных
агломерациях — Москве, Московской и Ленинградской областях, где средний уровень
зарплаты, если брать по стране, тоже выше.
К сожалению, сейчас не ведется детализированная статистика, граждане какой
страны в каких секторах работают. Это работа на перспективу, которую мы хотим
проводить, расширяя статистические данные. Тогда у нас будет более точная
информация. При этом отмечу, что граждане Кыргызстана достаточно давно на рынке
России и у них есть ряд преимуществ — хорошее знание языка и квалификация.
- Россия — главная страна-реципиент трудящихся
из всех стран ЕАЭС. При этом в миграционном законодательстве РФ довольно часто
что-то меняется. Расскажите о самых значимых, на ваш взгляд, изменениях в
миграционной политике и о том, какую роль в разработке этой политики и в ее
реализации играет Евразийская экономическая комиссия.
- Регулирование вопросов миграции относится исключительно к национальной
компетенции стран. Задача ЕЭК — вести мониторинг изменений в миграционных
законодательствах стран, чтобы они не противоречили праву Евразийского
экономического союза.
Если говорить о последних тенденциях, то заметно, что страны сейчас
стараются проводить политику стимулирования легальной трудовой миграции,
создания благоприятных условий для законопослушных граждан и, конечно же,
прилагают усилия, чтобы бороться с нелегальной, теневой трудовой миграцией.
Что касается России, то одним из наиболее обсуждаемых был закон о
дактилоскопии и медосвидетельствовании. Его приняли в
2021 году, а работать он стал с 2022-го. Но я считаю, что благодаря работе,
которую в том числе и Евразийская экономическая комиссия проводила с
уполномоченными компетентными органами в сфере миграции, удалось добиться
послабления отдельных норм. В частности, устранены требования к прохождению
ряда медицинских осмотров для детей: теперь нет необходимости проходить
флюорографию до 18 лет, токсикологическое исследование проводится с 13 лет (в
первоначальном варианте было с шести). Для граждан ЕАЭС в Центре Сахарова
создан отдельный коридор.
О чем еще нужно знать, так это о том, что теперь можно изменить цели въезда
в государство без необходимости выезжать из страны. Раньше, если человек
въезжал в Россию или другую страну ЕАЭС и указывал целями, например, учебу или
путешествие, и потом принимал решение, что хотел бы остаться работать, ему
необходимо было выехать из страны, въехать вновь и только тогда указать целью
приезда работу. Сегодня нет такой необходимости: цель въезда можно поменять,
находясь в стране и обратившись в уполномоченные органы.
Также совсем недавно были приняты поправки в Федеральный закон «О
миграционном учете», которые дают право иностранным гражданам, в том числе
гражданам ЕАЭС, посредством госпортала онлайн
уведомлять о месте своего пребывания. Для этого достаточно иметь личный кабинет
на портале госуслуг, он должен быть и у человека,
подписывающего с трудящимся договор аренды жилья. Уже нет необходимости идти в
многофункциональный центр с хозяином жилья. Мы считаем, это тоже хороший шаг
вперед. Изменения вступят в силу в октябре этого года.
Еще одно новшество — возможность осуществлять трудовую деятельность как самозанятым. Эти поправки в пилотном режиме на 10 лет
работают исключительно для граждан ЕАЭС. Думаю, что кыргызстанские
трудящиеся могут активно пользоваться этим правом. Вся необходимая информация,
как это делается, размещена на сайте ЕЭК.
- Как вы думаете, когда у кыргызстанцев
может появиться возможность более детально готовиться к трудовой миграции у
себя на родине, не выезжая за ее пределы?
- Возможность подготовиться всегда была и есть. У Министерства труда,
социального обеспечения и миграции КР есть информационные центры, где люди,
которые приняли решение уехать на заработки, должны получить необходимую
информацию. Кроме того, на сайте ЕЭК в разделе нашего департамента есть вся
необходимая информация: наиболее часто задаваемые вопросы, с чем придется столкнуться,
к чему надо быть готовым. Кроме того, там размещена и пошаговая инструкция для
людей, которые хотят приехать.
Что касается открытия филиала Центра Сахарова в КР, то этот вопрос
обсуждается в двустороннем формате между уполномоченными органами Кыргызстана и
России.
- Не секрет, что одной из самых больших
проблем миграции остаются дети. Скажите, пожалуйста, какими правами обладают
несовершеннолетние, которые переезжают с родителями в страну пребывания? И
какие есть тенденции к отстаиванию их прав в рамках ваших компетенций?
- Договором о ЕАЭС предусмотрено, что социальное обеспечение трудящихся и
членов их семей осуществляется в том же объеме и на тех же условиях, что и для
граждан государства трудоустройства. Сегодня дети, которые сопровождают
родителей, имеют, прежде всего, доступ к образованию. Проблемным вопросом
остается доступ к системе ОМС членов семьи трудящегося в России, Армении и
Беларуси. То есть, если в России сам трудящийся с 2017 года имеет доступ к ОМС
при условии, что работодатель делает отчисления, то вопрос в отношении членов
семьи пока не решен.
Недавно этот вопрос рассматривали на совете ЕЭК, но было поручение
продолжать консультации со сторонами. Консенсус здесь пока не достигнут. В
Армении и Беларуси, например, вообще нет системы обязательного медицинского
страхования, при этом скорая медицинская помощь оказывается всем гражданам,
независимо от того, есть у них доступ к полису ОМС или нет. Это незыблемое
правило на всей территории ЕАЭС.
Выход мне представляется следующим: если трудящийся собирается выезжать на
территорию другой страны с семьей, ему следует приобрести на семью полис
добровольного медстрахования.
- Какие еще основные проблемы в области
миграции в странах ЕАЭС вы можете отметить?
- Помимо полиса ОМС для семьи, о котором я уже сказала, в сфере миграции
всегда есть проблемы регистрации и заключения трудовых договоров.
Вообще, я считаю, что все проблемы из-за слабой информированности граждан,
которые уезжают на заработки. Ведь сегодня на площадке ЕАЭС созданы хорошие
преференции: решен вопрос пенсионного, социального обеспечения... Но для того,
чтобы пользоваться всеми этими преференциями и благами, должен быть официальный
трудовой договор, потому что и срок пребывания трудящегося определяется сроком
действия этого документа. Когда в силу слабой информированности граждане не
заключают договоры или же трудоустраиваются у работодателей, которые
отказываются заключать официальный трудовой договор, то, конечно же, они
оказываются в неблагоприятных условиях. То есть они могут годами работать в
другой стране, при этом никаких отчислений за них не делают, соответственно
трудящийся потом не будет иметь доступа ни к пенсионному, ни к другому
социальному обеспечению.
Поэтому считаю, что самая большая задача, которая сегодня перед нами стоит,
— это повышение информированности граждан о правах и об обязанностях, которые у
них есть в государстве трудоустройства. Потому что бывают ситуации, когда люди
совершают административные правонарушения не из злого умысла, а просто из-за
незнания законодательства.
Формирование единого рынка труда — наиболее значимая часть нашей работы,
потому что речь идет о людях, и именно через них и формируется восприятие
результатов интеграции.
- Мы с вами встречаемся в преддверии Евразийского экономического
форума, который пройдет в Москве 24 и 25 мая. Чего вы и ваш департамент
ожидаете от этого масштабного мероприятия?
- Наша
тематическая сессия называется "Евразийский диалог о рынке труда,
человеческий капитал и здравоохранение". Думаю, это очень удачное
сочетание, потому что сегодня все страны нацелены именно на развитие
человеческого потенциала, который неразрывно связан с вопросами здоровья нации
и образованием.
Сессия
обещает быть интересной: участие в ней подтвердили почти все министры труда и
социального обеспечения стран ЕАЭС. Министр труда, социального обеспечения и
миграции Кудайберген Базарбаев
будет на ней спикером. Мы акцентируем внимание именно на влиянии трудовой
миграции на социально-экономическое развитие стран ЕАЭС. Будем говорить, какие
положительные тенденции наблюдаются. Кроме того, обсудим основные направления
дальнейшего развития, и от участников ожидаем дельных предложений. Планируем
также обсудить развитие кадрового потенциала через систему профессионального
образования, развитие квалификаций… Сегодня на пространстве ЕАЭС автоматически
признают документы об образовании, но мы с вами понимаем, что на рынке труда
все-таки большое значение приобретает квалификация, которой обладают наши
трудящиеся. Об этом тоже будет идти речь. И, конечно же, поговорим о повышении
уровня здравоохранения как об одном из факторов успешного развития экономик
стран.
Беседа
обещает быть интересной, приглашаем всех заинтересованных принять в ней
участие.
https://ru.sputnik.kg/20230522/migranty-prava-kyrgyzstantsy-rossiya-kyrgyzstan-eaes-1075537367.html